Фильтр тонкой очистки, являясь элементом топливной системы дизельных автомобилей, наиболее подвержен воздействию низких температур. На сильном морозе в дизельном топливе образуются кристаллы парафина и он теряет текучесть. Из-за этого свободное прохождение топлива через фильтрующий элемент затруднено, а часто и невозможно. Самым эффективным на сегодняшний день способом борьбы с загустеванием дизельного топлива является прогревание.
Виды подогревателей
Устройства для обогрева фильтра тонкой очистки выполняются в нескольких версиях (ленточный, проточный, насадка топливозаборника). Но наибольшее распространение получили встраиваемые и накладные варианты. Первые модели предназначены для установки в конструкцию фильтра, а другие – на корпус.
Бандажные подогреватели
Этот вид генераторов тепла используется для маршевого или предпускового обогрева топливного фильтра при температуре ниже 5 градусов Цельсия. Он изготавливается в виде манжета, который плотно обтягивает корпус узла очистки топлива. Устройства выбираются в соответствии с размерами топливного фильтра и показателями бортовой системы энергоснабжения.
Дисковые подогреватели
А основу этого метода положен обогрев не корпуса фильтра, а дизельного топлива. Конструкция дисковых устройств достаточно сложная и производятся они исключительно в заводских условиях. Обогреватель устанавливается между посадочным местом и корпусом фильтра. Питание подеется от бортовой системы автомобиля. Подогреватель повышает температуру топлива, заставляя растворяться образовавшиеся парафиновые комки и улучшая его текучесть.
Преимущества использования
Благодаря применению обогревателей, владелец автомобиля может завести двигатель практически в любой мороз. Это основное, но не единственное преимущество его использования. Кроме того:
- нет надобности в изменении состава дизельного топлива. Другими словами, больше не придется добавлять в солярку бензин, что часто делают владельцы дизельных авто зимой. Ведь это уменьшает срок службы топливного насоса и форсунок;
- исключается применение «антигелей» и других реагентов. Большинство из них оставляют неприятный след: отложения в двигателе и залипание поршневых колец;
- обогреватель повышает температуру топлива. В связи с этим возрастает экономичность двигателя.
Обогреватели безопасны в использовании, а их цена доступна всем без исключения автолюбителям, не говоря о транспортных компаниях.
Установка обогревателя на фильтр
В силу конструктивных особенностей больше распространены бандажные подогреватели. Они доступны в цене, проще в установке и эксплуатации. Для их монтажа необходимо позаботиться о выключателе в салоне автомобиля. Если нет свободного размыкателя цепи на панели приборов, то необходимо вырезать отверстие и вставить дополнительный переключатель. Это самая сложная часть работы.
Сам процесс установки бандажного обогревателя на фильтр тонкой очистки очень прост. Он состоит из нескольких этапов:
- сам фильтр необходимо обмотать инфракрасной пленкой. Важно, чтобы ее размеры совпадали с линейными параметрами корпуса элемента очистки топлива. Слишком длинную обогревательную пленку можно завернуть внахлест. Но это крайний вариант, поскольку подобное решение ведет к преждевременному выходу обогревателя из строя;
- далее обогреватель необходимо утеплить. Для этого нужно обмотать его термоизолятором с фольгированной поверхностью. Важно, чтобы слой фольги был обращен внутрь. Это существенно усиливает эффективность применения пленочного обогревателя. В качестве крепления двух частей одного слоя можно использовать обыкновенный скотч;
- поверх рабочего и термоизолирующего слоев необходимо обустроить защитное покрытие. Довольно часто оно реализуется в комплекте с обогревателем. Если же защиты нет, то ее несложно изготовить самостоятельно. Для этого, к примеру, подойдет пластиковая бутылка из-под напитков. В качестве финишного крепления удобно использовать пластиковые стягивающиеся хомуты или металлические аналоги соответствующего диаметра;
- при подключении обогревателя к бортовой системе энергоснабжения нет необходимости соблюдать полярность. Она никак не влияет на работу устройства.
Что же касается дисковых подогревателей, то они производятся под определенные марки фильтров и комплектуются монтажной инструкцией от производителя.
Обогреватель топливного фильтра своими руками
Впрочем, вовсе не обязательно покупать обогреватели в автомагазинах или на рынке. Его можно изготовить самостоятельно. Вот один из вариантов, который подойдет для установки не только на металлический, но и на пластиковый корпус фильтра тонкой очистки дизельного топлива. Для изготовления обогревателя потребуется:
- медная проволока. Она обязательно должна быть покрыта изоляционным слоем (желательно, лак). Длина – 5-10 метров. Лучше, когда наматывается много проволоки: чем плотнее наложены витки – тем равномернее обогревается корпус фильтра;
- изолента. Безусловно, из термостойкого материала;
- олово, канифоль и паяльник;
- проводка для подключения готового устройства;
- предохранитель (10А);
- тумблер. Он будет установлен внутри салона для возможности управления работой подогрева. Кроме того, необходимо позаботиться о реле (12В, 20А);
- штекеры для коммутации проводки к реле. Если их нет, то можно воспользоваться паяльником;
- термоустойчивая и теплоизолирующая ткань.
Порядок выполнения работ:
- вверху и внизу фильтра необходимо намотать по пару витков изоленты. Затем от любого края следует равномерно намотать заготовленную медную проволоку;
- к краям медной проволоки нужно припаять жилы проводки для подключения устройства к бортовому энергоснабжению;
- теперь можно обмотать всю поверхность фильтра термостойкой изолентой. Особое внимание следует уделить местам пайки;
- подключается самодельное устройство через штатный переключатель. В цепь на участке «аккумулятор-выключатель» монтируется реле и предохранитель.
Следуя этим указаниям, несложно создать очень простую, эффективную и полностью безопасную систему обогрева фильтра тонкой очистки дизельного автомобиля. В любом случае, будь то самодельный или покупной обогреватель, двигателю не грозит «топливное голодание», а владельцу машины – непредвиденная остановка в пути из-за переохлаждения солярки.