Сушка дерева для гитары — процесс освоенный. Поэтому, если запастись терпением и усердием, можно изготовить музыкальный инструмент самостоятельно. Но прежде чем приступить к реализации своей мечты, следует познакомиться со всеми тонкостями гитарного дела: от сушки древесины до настройки звучания инструмента. Последнее, кстати, во многом зависит от выбора древесины и качества ее подготовки.
Где взять дерево для создания гитары? Есть два пути: купить в специализированном магазине или подготовить самостоятельно. Когда речь идет о желание полностью сделать инструмент своими руками, первый вариант не подходит. Значит, остается последний — приступить к заготовке древесины.
Заготовка материала для изготовления гитары
Первым делом нужно определиться с видом древесины и временем ее заготовки.
Традиционно деревом для деки выбирается клен, ель, дуб, ольха, ясень, липа, красное дерево или орех. Но стоит учесть, что ель, идеально подходящая для акустических гитар, не используется при создании электрических моделей. Их обычно делают из лиственных пород древесины, но не всех, а только перечисленных выше и некоторых экзотических: корина, гондурасский и африканский махагон, агатис. Для электробасов применяются также бубинга и венге.
Для грифа гитары должен использоваться материал самого высокого качества. Лучше всего подбирать древесину с прямыми волокнами, не имеющую узлов и дефектов.
Древесину для накладки, как правило, выбирают из таких пород как: слива, груша, клен, орех, палисандр, ферро, эбони (черное дерево).
Решение о том, из чего будет сделана гитара, является очень важным. Уныло звучащий инструмент практически невозможно доработать. Вот почему выбор материала, имеющего хорошие резонансные свойства, — первоочередная задача. Даже похожие породы дерева, ввиду разной структуры, могут звучать по-разному. Гитара из мягкой древесины звучит «глуше», из твердой — «ярче».
Однако это тема для отдельной статьи. Мы же остановимся на методах сушки древесины для гитары.
Особенности сушки дерева для гитары
Сделав деку и гриф из сырого или не до конца просушенного дерева, мастер закладывает мину замедленного действия. Полностью высохнув, материал изменит свою форму и размер, его поведет. Вот почему очень важно правильно высушить древесину.
Процесс этот длительный и требует большого запаса терпения. Тут работает правило: чем дольше дерево сохнет, тем лучше. Минимальные сроки просушки для липы и ольхи составляют 2-3 года, а вот подготовленного клена придется ждать 5 лет.
Во время сушки древесина должна находиться в сухом и теплом помещении. Ее торцы обязательно нужно заклеить, закрасить или запарафинить. Через торцы быстрее всего выходит влага, а их закупорка — это важная предупредительная мера образования трещин. Если оставить торцы нетронутыми, велика вероятность появления глубоких щелей, что существенно сократит количество материала, пригодного для использования.
Отказавшись от покупки готового набора заготовок для гитары и выбрав материал для ее изготовления, останется только определиться с методом сушки. Их всего два: естественная сушка и сушка с использованием нагревательных элементов.
Естественная сушка
Чтобы получить инструмент с отличным звучанием, нужно высушить исходный материал так, чтобы его влажность не превышала 18-20%. Этот процесс очень долгий и требует регулярной проверки веса и влажности древесины. Для контроля влажности используют специальный прибор — влагомер.
Для деки берется материал толщиной 45 мм, для грифа — 25 мм, остальные параметры зависят от предполагаемого размера изделия.
Сушить доски следует, сложив их слоями в теплом помещении (20°С) с влажностью воздуха не более 40-50%, без сквозняков и попадания прямых солнечных лучей. Между слоями нужно установить распорки для обеспечения хорошей вентиляции. Иначе одна сторона, высыхая быстрее, приведет к деформации доски. Нужно также учитывать, что центр доски часто остается более влажным, чем ее края. Перед использованием материала, важно добиться равномерной просушки.
Следует также опасаться появления плесени: если на поверхности доски возникнет белый налет, его нужно сразу же зашкурить, грибки развивается довольно быстро. Влажность в этом случае лучше снизить до 18%.
В сушке главное поймать правильный баланс между чересчур быстрым и чересчур медленным высыханием, чтобы избежать растрескивания и образования плесени. Процесс должен быть контролируемым. И если в какой-то период нет возможности «присмотреть» за материалом, лучше замедлить процесс, покрыв дерево пленкой.
И еще нюанс: первый слой материала должен быть уложен над землей на высоте не менее 30 см, а распорки следует разместить четко друг над другом.
Инфракрасная сушка
Естественная сушка хороша, но процесс идет мучительно долго. Поэтому в промышленности уже давно используются ускоренные способы сушки дерева: камерная, вакуумная, контактная, а также сушка в петролатуме и электрическом поле. В домашних условиях такие методы неприменимы. Но способ ускорить процесс все же есть!
Инфракрасная сушка — отличный вариант быстрой подготовки дерева к работе с использованием нагревательных элементов. Достаточно будет разместить инфракрасные термокассеты сверху и снизу подготавливаемых досок, чтобы превратить несколько лет естественной заготовки в несколько дней непрерывной сушки.
Инфракрасные приборы, часто используемые как бытовые обогреватели, идеально подходят для ускоренной сушки древесины. Получаемый с их использованием результат так же хорош, как и при естественной сушке. Материал сохраняет эластичность и не растрескивается.
Важно! Даже идеально изготовленная гитара может быть испорчена при неправильном хранении и транспортировке. Древесину может повести и изогнуть, если часто оставлять инструмент на сквозняке или в сыром помещении!
КУПИТЬ Бескамерную инфракрасную сушилку для сушки древесины